Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации

Действующим законодательством Российской Федерации на Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы возложены полномочия по предоставлению государственной услуги по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее – НКО, организации).

В 2017 году в  Управление Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) поступило 217 заявлений по всем видам  государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе регистрации создания.

По результатам рассмотрения заявлений некоммерческих организаций Управлением приняты следующие решения:

о регистрации создания –53

о регистрации в связи с ликвидацией – 9;

о государственной регистрации прекращения деятельности, в связи с реорганизацией-0;

о регистрации изменений, внесенных в учредительные документы (уставы) – 37;

о регистрации изменений сведений, не связанных с внесением в учредительные документы – 95.

По  23 заявлениям приняты решения об отказе в государственной регистрации всех видов, в связи с имеющимися нарушениями требований действующего законодательства.

 

Основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации являлись: противоречие действующему законодательству Российской Федерации представленных для государственной регистрации документов, оформление их в ненадлежащем порядке, а также принятие решений неуполномоченными лицами, предоставление недостоверных сведений.

При предоставлении государственной услуги по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях», Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455 (далее – Административный регламент № 455).

Порядок и сроки административных процедур при принятии решений о государственной регистрации регламентированы статьей 13.1 Федерального закона № 7-ФЗ, статьей 21 Федерального закона № 82-ФЗ, Административным регламентом № 455 и включают в себя:

- прием документов от заявителя;

- рассмотрение представленных документов;

- при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации (приостановления государственной регистрации), предусмотренных законом, принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации;

- выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию некоммерческой организации.

Перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по принятию решений о государственной регистрации НКО установлен законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В ходе рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов проверяются:

соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации;

соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом        № 455;

соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации;

отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием;

соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации;

достоверность и непротиворечивость представленных сведений.

Анализ работы Управления по рассмотрению представленных на государственную регистрацию документов выявил следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемые некоммерческими организациями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации.

1. Противоречие представленных для государственной регистрации документов действующему законодательству

Российской Федерации

 

1.1. Отсутствие указания на организационно-правовую форму и/или характер деятельности некоммерческой организации в ее наименовании; указание организационно-правовой формы некоммерческой организации, не предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», внесший в законодательство Российской Федерации концептуальные изменения, в том числе в части нормативно-правового регулирования порядка создания и деятельности некоммерческих организаций. С 01.09.2014 юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ.

Некоммерческие организации создаются лишь в организационно-правовых формах, установленных в п. 3 ст. 50 ГК РФ. 

В соответствии со ст. 54 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 28 Федерального закона № 82-ФЗ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

1.2. Официальное наименование общественного объединения не содержит указания на территориальную сферу его деятельности.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельности.

1.3. Включение в наименование некоммерческой организации полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти.

 В соответствии со ст. 54 ГК РФ, ст. 28 Федерального закона № 82-ФЗ полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

1.4. Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «другие виды деятельности», иных аналогичных формулировок,  предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, без указания на перечень конкретных видов деятельности; указание в уставе на открытый перечень видов деятельности, приносящей доход.

 В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ,  ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ устав некоммерческой организации должен предусматривать цель (цели) и предмет деятельности, т.е. совокупность видов деятельности, которые осуществляет или будет осуществлять организация для достижения цели. Согласно ст. 49 ГК РФ и ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Данное право предусмотрено также п. 2 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ – НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Таким образом, некоммерческие организации дополнительно наряду с уставной деятельностью могут осуществлять приносящую доход деятельность (предпринимательскую деятельность и (или) иную приносящую доход деятельность) при условии, что уставом будет предусмотрен исчерпывающий перечень видов такой деятельности, а сами виды такой деятельности будут соответствовать целям организации.

Наличие в уставе формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания на перечень дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, недопустимо.

1.5. Включение в устав некоммерческой организации положений об использовании ею символики - эмблем, гербов, иных геральдических знаков, при отсутствии описания такой символики в уставе организации; указание в уставе на необходимость регистрации указанной символики в установленном законом порядке.

В соответствии ч. 5 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 24 Федерального закона № 82-ФЗ  некоммерческие организации вправе иметь символику, описание которой должно содержаться в учредительных документах организации. Требование регистрации символики некоммерческих организаций действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

1.6. Отсутствие в уставе некоммерческой организации положений о компетенции органов управления, порядке принятия указанными органами решений; неверное определение в уставе круга вопросов, отнесенных к исключительной компетенции органов управления НКО.

Статьей 65.3 ГК РФ установлен круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа корпоративной организации,  установлены правила определения компетенции единоличного исполнительного органа организации, коллегиального органа управления корпораций. Статья 29 Федерального закона     № 7-ФЗ закрепляет норму, содержащую перечень вопросов исключительной компетенции органов управления иных некоммерческих организаций;

1.7. Внесение в устав положений, предусматривающих возможность принятия высшим органом управления некоммерческой организацией (общим собранием) решений путем заочного голосования без учета особенностей, установленных законом.

Согласно ст. 29 Федерального закона № 7-ФЗ решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, принятие решений по которым возможно только в порядке очного голосования.

1.8. В решении об учреждении юридического лица не указаны сведения о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества.

 В соответствии с п. 3 ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть, в том числе, указаны сведения о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества.

1.9. В уставе регионального общественного объединения предусмотрена возможность создания местных отделений.

 Статьей 14 Федерального закона № 82-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Возможность создания местных отделений региональными  общественными организациями действующим законодательством не предусмотрена.

1.10. В уставе унитарной некоммерческой организации (автономной некоммерческой организации) предусмотрены участники (члены) организации.

Согласно ч. 1 ст. 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства.

1.11. В уставе автономной некоммерческой организации указано право осуществлять предпринимательскую деятельность без создания для этой цели хозяйственных обществ.

В соответствии с ч. 5 ст. 123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этой цели хозяйственные общества или участвуя в них.

 

2.Ненадлежащее оформление документов, представленных для государственной регистрации некоммерческой организации

2.1. Ненадлежащее оформление заявления (уведомления) о государственной регистрации некоммерческой организации:

2.1.1. Заявление (уведомление) заполнено прописными буквами.

Согласно п. 1.1 Требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган (далее - Требования), утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, формы заявлений о государственной регистрации заполняются с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполнятся заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, заполнение вручную осуществляется чернилами черного цвета.

2.1.2. К заявлению (уведомлению), помимо заполненных листов, относящихся к регистрации, приложены не заполненные (лишние) листы.

В соответствии с п. 1.11 Требований не заполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав заявления не включаются.

2.1.3. В заявлении (уведомлении) отсутствует нумерация страниц либо страницы пронумерованы не полностью.

Согласно пп. 1.11, 1.12 Требований не заполненные листы в заявление не включаются, после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация.

2.1.4.  Заявление (уведомление) или иные документы распечатаны с двух сторон.

Согласно п. 1.17 Требований двухсторонняя печать заявления  не допускается.

2.1.5. В разделах «Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом», «Адрес (места нахождения) жительства», тип адресного объекта указывается полностью (город, село, деревня, улица, проспект, район и т.д.).

В соответствии с п. 2.3- 2.6 Требований тип адресного объекта (город, село, деревня, улица, проспект, район и т.д.) указывается с использованием сокращений, установленных приложением 2 к Требованиям, а тип адресного объекта (дом, корпус, квартира, офис) указывается полностью.

2.1.6. При заполнении показателя «Серия и номер документа» раздела «Данные документа, удостоверяющего личность» отсутствует пустое знакоместо.

Согласно п. 18 Требований при заполнении показателя «Серия и номер документа» при наличии в документе серии и номера сначала указывается серия, а затем через пустое знакоместо – номер; при наличии в серии и (или) номере документа пробела, при заполнении такого реквизита пробел отражается в виде пустого знакоместа.

2.1.7. В случае наличия у физического лица идентификационного номера налогоплательщика, т.е. в случае, если физическое лицо ранее обращалось в налоговый орган с заявлением о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и им было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то показатель «ИНН» подлежит обязательному заполнению.

2.1.8. В заявлении (уведомлении) заполняются разделы, подлежащие заполнению только коммерческими организациями.

2.1.9. В заявлении указываются коды видов экономической деятельности, не соответствующие целям создания некоммерческой организации.

2.1.10. Отсутствует подпись заявителя на заявлении (уведомлении).

2.2. Ненадлежащее оформление представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации устава, протокола, иных документов:

2.2.1. Устав некоммерческой организации не заверен подписью лица, обладающего соответствующими полномочиями.

2.2.2. Наименование руководящих и иных органов управления некоммерческой организацией в протоколах, иных документах, не соответствует уставу некоммерческой организации (например, Общее собрание членов и Собрание, Председатель и  Председатель Правления).

2.2.3. Протоколы составлены без учета требований действующего законодательства Российской Федерации – отсутствуют указание на место и время проведения собрания, сведения о лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

В соответствии со ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

2.2.4. Документы, содержащие более двух листов, не прошиты и не заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

10 мая 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).