Вы здесь

Коррупционные предпосылки при оказании государственных и муниципальных услуг"

Прозрачность в государственном управлении – один из системообразующих принципов противодействия коррупции. В частности, от него напрямую зависит реализация другого важнейшего принципа – неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Кроме того, обеспечение прозрачности является предпосылкой для общественного контроля и является составным элементом принципа приоритетного применения мер по предупреждению коррупции . Одной из наиболее подверженных коррупции сфер является оказание государственных и муниципальных услуг.

Государственная услуга - это конкретные действия, повседневная деятельность государственных органов и служащих в отношении физических или юридических лиц, в ходе которой гражданин или юридическое лицо получают определенные блага. При оказании государственных услуг деятельность государственных органов в данном случае должна носить предоставительный характер и быть направленной на обеспечение реализации гражданами их прав, закрепленных, в первую очередь, в Конституции РФ . Другими словами, важным признаком государственной (муниципальной услуги) является то, что ее результат заключается в реализации субъективных прав и обеспечении исполнения обязанностей граждан и их объединений.

Злоупотребления должностным положением могут быть двух видов:

а) незаконный отказ в выдаче правоустанавливающих документов. Препятствуя заявителю в осуществлении его прав, государственный служащий, от которого зависит принятие решение, по сути, занимается вымогательством, подготавливает почву для «посреднических» услуг.

б) незаконное предоставление прав.

Это есть так называемая деловая коррупция. Что касается бытовой коррупции, порождаемой взаимодействием рядовых граждан и чиновников, то от вида государственной услуги она не зависит.

В связи с этим, открытость и доступность информации об оказании государственных и муниципальных услуг, повышение прозрачности процесса, безусловно, является действенной мерой по борьбе с деловой коррупцией. Заявитель, обращающийся за получением услуги, осведомлен обо всех необходимых основаниях для ее получения и вправе прогнозировать исход своего обращения независимо от воли чиновника, осознает возможность обжалования незаконного решения. В свою очередь, чиновник осознает возможность сопоставления его действий и принятого решения с административным регламентом. Т.е. прозрачность оказывает влияние на поведение как заявителя, так и государственного служащего.

 

05 декабря 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).