Вы здесь

Проблемы коррупции на уровне местного самоуправления"

Коррупция представляет собой совокупность негативных явлений, происходящих в обществе и государстве.

Коррупция, прежде всего, выражается в пренебрежении моральными нормами отдельными должностными лицами и в совершении ими деяний из корыстной или личной заинтересованности, направленных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

В результате неправомерных, преступных действий органов власти и должностных лиц наносится серьезный ущерб не только государству в целом, но и ущемляются права и интересы отдельных граждан.

Опасность коррупции заключается в том, что она латентна. Отдельные ее признаки и факты выявляются только в результате кропотливой работы со стороны соответствующих подразделений ОВД и ФСБ.

Коррупция пронизывает все уровни власти. Уровень местного самоуправления не является исключением.

Именно на муниципальном уровне зарождаются коррупционные системы, вырастая из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства. Но, с другой стороны, именно на этом уровне можно построить осознанное противодействие коррупции, вскрывая конфликт интересов взяточника и местного сообщества.

Коррупция в сфере государственного и муниципального управления имеет место потому, что существует возможность чиновника распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Коррупция среди чиновников муниципального уровня сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. К ним относятся вопросы, связанные с изменением формы собственности, муниципальные контракты, выделение земельных участков, субсидий, пролонгации действующей документации.

Коррупция на муниципальном уровне происходит при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления.

Большое количество нарушений выявлено в сфере распределения земельных участков, оформления землеотводов под строительство, временное размещение объектов.

Много коррупционных моментов возникает при оформлении аренды и продаже муниципальной собственности, как недвижимости (земельных участков, строений, сооружений, помещений), так и имущества (автомобили, оргтехника, инженерное оборудование), а также при ее регистрации.

Интерес и внимание, которые проявляются к местному самоуправлению со стороны представителей частного бизнеса и иных структур как в процессе деятельности органов местного самоуправления, так и во время выборов в представительные органы местного самоуправления, тревожные сообщения в средствах массовой информации позволяют сделать вывод о том, что процесс криминализации органов местного самоуправления уже начался.

В настоящее время необходимы как конкретные жесткие действия со стороны органов государственной власти (постоянный прокурорский надзор, отмена судом незаконных решений органов местного самоуправления и должностных лиц, вплоть до роспуска соответствующего представительного органа местного самоуправления, контроль за расходованием бюджетных средств), так и активность жителей муниципального образования (незамедлительное сообщения о противоправных действиях должностных лиц в органы внутренних дел, обжалование незаконных действий и решений органов местного самоуправления и должностных лиц в суде, выражение недоверия населением органам местного самоуправления или отдельным должностным лицам). Только совместными усилиями органов государственной власти и населения возможно искоренить данный недуг на местном уровне.

В настоящее время законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции в органах местного самоуправления представлено несколькими специальными Федеральными законами (от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 28.11.2015 № 354-ФЗ), от 17 июля 2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (в ред. от 17 июля 2009 № 172-ФЗ), от 3 декабря 2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (в ред. от 03.11.2015 № 303-ФЗ), от 7 мая 2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (в ред. от 28.11.2015 №354-ФЗ)), а также множеством нормативных вкраплений в различные тематические Федеральные законы.

Таким образом, борьба с коррупцией на муниципальном уровне должна носить системный характер, включающий меры правовые, среди которых уголовно - правовое законодательство далеко не главная, хотя и необходимая часть, организационные, кадровые, информационные, педагогические, социально-экономические и иные. Поскольку само по себе наличие проблем в антикоррупционной политике и постановка вопроса об ее усилении является подтверждением не только недостаточно эффективной борьбы, но и предпосылкой роста недоверия к представителям государственного и муниципального механизма.

02 ноября 2016 года

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).