Вы здесь

Управлением проведен обзор деятельности Управления в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике за I-ый квартал 2018 года

Обзор в сфере обеспечения единства правового пространства Российской Федерации в Кабардино-Балкарской Республике

Раздел 1. Данные об участии в нормотворческой деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики

По состоянию на 11.04.2018 участие Управления Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике (далее – Управление) в нормотворческой деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики осуществлялось в соответствии с целями и задачами по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации, определенными указами Президента Российской Федерации и приказами Министерства юстиции Российской Федерации.

Управлением заключены соглашения о взаимодействии в сфере юстиции по вопросам обеспечения единства правового пространства Российской Федерации:

- от 27 мая 2013 года между Управлением и Парламентом Кабардино-Балкарской Республики;

- от 11 июня 2013 года № 01-С между Управлением и Администрацией Главы Кабардино-Балкарской Республики;

- от 11 июня 2013 года между Управлением и Правительством Кабардино-Балкарской Республики;

- от 01 декабря 2016 года между Управлением и Прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики;

- от 27 мая 2013 года между Управлением и Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики;

- от 17 апреля 2014 года № 2 между Управлением и Уполномоченным по правам человека в Кабардино-Балкарской Республике;

- от 28 ноября 2012 года между Управлением и Уполномоченного при Главе Кабардино-Балкарской Республики по правам ребенка;

- от 08 августа 2014 года №6 между Управлением и Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Кабардино-Балкарской Республики;

- от 15 мая 2014 года №4 между Управлением и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике;

- от 18 марта 2010 года между Управлением и Центром специальной связи и информации ФСО РФ в Кабардино-Балкарской Республике;

- от 28 апреля 2014 года №3 между Управлением и Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики;

- от 14 марта 2014 №1 между Управлением и Управлением записи актов гражданского состояния Кабардино-Балкарской Республики;

- от 30 декабря 2010 года между Управлением и Избирательной комиссией Кабардино-Балкарской Республики;

- от 18 марта 2010 года между Управлением и Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики;

- от 05 мая 2009 года между Управлением и Архивной службой Кабардино-Балкарской Республики и др.

На основании соглашений, заключенных с органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (далее - Республики, КБР) по вопросам участия в нормотворческой деятельности, органы государственной власти предоставляют в Управление проекты нормативных правовых актов (далее - НПА), которым дается оценка соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

За отчетный период в Управление поступило 106 проектов НПА КБР, из них:

рассмотрено всего – 106;

подготовлено экспертных заключений на проекты НПА – 106.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество рассмотренных проектов НПА КБР увеличилось на 35 %.

По виду проекты НПА, поступившие в Управление на рассмотрение за отчетный период, классифицируются на:

16 проектов законов Кабардино-Балкарской Республики;

1 проект акта Главы Кабардино-Балкарской Республики;

74 проектов актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики;

15 проектов ведомственных актов.

Из указанных проектов НПА без замечаний и предложений рассмотрено (согласовано) 102 проекта НПА.

Проекты, в отношении которых Управлением были подготовлены заключения с замечаниями и предложениями, относятся к следующим сферам правового регулирования:

- в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – 1;

- в сфере гражданской обороны - 1

- в сфере системы, структуры и функций исполнительных органов государственной власти – 1;

- в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан – 1.

В частности:

1. проект распоряжения Управления Ветеринарии КБР «О проекте закона КБР «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в КБР отдельными государственными полномочиями КБР по организации проведения на территории КБР мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»;

2. проект постановления Правительства КБР «О создании сил гражданской обороны и поддержании их готовности к действиям»;

3. проект постановления Правительства КБР «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники в КБР»;

4. проект постановления Правительства КБР «Об утверждении Порядка организации и осуществления контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов капитального строительства при осуществлении регионального государственного строительного надзора».

По приглашению органов государственной власти сотрудники Управления за отчетный период принимали участие в 58 заседаниях рабочих групп и комитетов Парламента КБР и заседаниях Правительства КБР по разработке и обсуждению проектов НПА Кабардино-Балкарской Республики.

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих правоотношения в сфере юстиции, в отчетном периоде Управлением не разрабатывались.

Раздел 2. Сведения о состоянии работы по приведению в соответствие с федеральным законодательством региональных нормативных правовых актов.

По состоянию на 11.04.2018 Управлением проведено 142, в том числе повторных, правовых экспертиз НПА КБР.

В результате проведения правовых экспертиз, противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству были выявлены в 2 НПА КБР:

1) постановление Правительства КБР от 14.09.2002 № 409 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Согласно пункту 34 части 1 статьи 12 данного закона лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Кроме того, частью 9 статьей 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, установленного данного Федерального закона, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лицензирование указанного вида деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Также, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов», лицензирование деятельности осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:

а) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов;

б) заготовка, хранение, переработка и реализация лома цветных металлов.

Таким образом, Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» наименование лицензируемой деятельности, осуществляющей уполномоченным органом власти субъектов Российской Федерации, изменено.

Следовательно, постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.09.2002 № 409 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25.06.2007 № 157-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.09.2002 № 409» противоречит действующему федеральному законодательству.

2) постановление Правительства КБР от 11.05.2017 № 83-ПП «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по перечню заболеваний и групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой за счет средств республиканского бюджета КБР».

Согласно пункту 2.1 утвержденного данным постановлением Правительства КБР Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по перечню заболеваний и групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее-Порядок), граждане, имеющие право на обеспечение лекарственными препаратами, продуктами лечебного питания и медицинским изделиями по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при условии отсутствия указанных граждан в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Данная норма противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и снижает уровень гарантий в области охраны здоровья граждан Российской Федерации.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2017 № 1492 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, которая предусматривает обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи.

В разделе пятом названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Как следует из содержания пункта 2.1 рассматриваемого постановления Правительства, право на получение лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий при амбулаторном лечении за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой имеют граждане, имеющие право на обеспечение лекарственными препаратами, продуктами лечебного питания и медицинским изделиями по рецептам врачей (фельдшеров) бесплатно или с 50-процентной скидкой в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», при условии отсутствия указанных граждан в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Анализ приведённых правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное лекарственное обеспечение, принимает во внимание исключительно определённые данные о личности конкретных групп граждан и характер заболевания, не ограничивая это право каким-либо образом, в том числе не ставит реализацию права на льготное лекарственное обеспечение в зависимость от того, какими нормативными правовыми актами (федеральным или региональным) предусмотрены основания для получения лекарственных средств бесплатно либо с 50-процентной скидкой.

Таким образом, пункт 2.1 данного Порядка противоречит федеральному законодательству, поскольку данной нормой предусматривается обеспечение лекарственными средствами только тех граждан, которые не пользуются названной льготой на основании иных федеральных и республиканских законодательных актов, то есть снижается уровень гарантий в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кабардино-Балкарской Республики.

В отношении данных НПА КБР Управлением были подготовлены экспертные заключения и направлены в Правительство КБР, для принятия мер по приведению данных НПА КБР в соответствие с федеральным законодательством.

По состоянию на 11.04.2018 данные акты еще не приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Можно отметить, что в целом, противоречащие НПА приводятся в соответствие с федеральным законодательством, однако этот процесс достаточно длителен. Указанная работа, прежде всего, построена на согласованности действий Управления, органов государственной власти КБР и Прокуратуры КБР.

Раздел 3. Информация о проблемах по приведению Конституций Кабардино-Балкарской Республики в соответствие с федеральным законодательством

Конституция КБР (от 1 сентября 1997 № 28-РЗ) по данным федерального регистра на текущее время соответствует Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Раздел 4. Деятельность межведомственных рабочих групп по приведению законодательства КБР в соответствие с нормами федерального законодательства

Сведений нет.

Раздел 5. Сведения о состоянии базы данных «Федеральный регистр», а также соблюдение органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» в части направления в Минюст России копий нормативных правовых актов субъекта для включения в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы, а также порядка их опубликования.

За период с 01.01.2018 по 11.04.2018 в базу данных «Федеральный регистр» включено:

НПА Кабардино-Балкарской Республики - 94;

экспертных заключений (в том числе повторных) - 150

иных дополнительных сведений - 2.

За АППГ включено:

НПА Кабардино-Балкарской Республики - 108

экспертных заключений (в том числе повторных) - 200;

иных дополнительных сведений - 13.

По состоянию на 11.04.2018 в базе данных «Федеральный регистр» содержится:

6772 НПА, из них:

Действующих - 4255, в том числе:

- соответствующих федеральному законодательству – 2103;

- признанных судом не соответствующими федеральному законодательству – 0;

- в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству - 2;

- не требующих проведения правовой экспертизы –345;

- не подлежащих самостоятельной правовой экспертизе – 1728;

- находящихся на правовой экспертизе – 78;

- в которых коррупциогенные факторы не выявлены –1536;

- в которых выявлены коррупциогенные факторы – 0;

- сведений о проведенных правовых экспертизах (в том числе повторных) – 10165;

- экспертных заключений территориальных органов Минюста России о несоответствии НПА федеральному законодательству – 539;

- экспертных заключений территориальных органов Минюста России о соответствии НПА федеральному законодательству – 9606;

- экспертных заключений Минюста России и управлений Минюста России по федеральным округам - 20;

- заключений территориальных органов Минюста России о выявленных в НПА коррупциогенных факторах - 31;

- заключений территориальных органов Минюста России об отсутствии в НПА коррупциогенных факторов – 4616;

- актов судебных органов - 105;

- актов органов прокуратуры - 275;

- актов иных органов, писем и иной информации - 1807.

За АППГ в базе данных «Федеральный регистр» содержалось:

6400НПА, из них:

- действующих – 3983, в том числе:

- соответствующих федеральному законодательству –2086;

- признанных судом не соответствующими федеральному законодательству – 0;

- в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству – 2;

- не требующих проведения правовой экспертизы – 128;

- не подлежащих самостоятельной правовой экспертизе – 1762;

- находящихся на правовой экспертизе – 5;

- в которых коррупциогенные факторы не выявлены – 1466;

- в которых выявлены коррупциогенные факторы – 2;

- сведений о проведенных правовых экспертизах (в том числе повторных) – 9787;

- экспертных заключений территориальных органов Минюста России о несоответствии НПА федеральному законодательству – 536;

- экспертных заключений территориальных органов Минюста России о соответствии НПА федеральному законодательству – 9231;

- экспертных заключений Минюста России и управлений Минюста России по федеральным округам – 20;

- заключений территориальных органов Минюста России о выявленных в НПА коррупциогенных факторах – 30;

- заключений территориальных органов Минюста России об отсутствии в НПА коррупциогенных факторов – 4225;

- актов судебных органов – 105;

- актов органов прокуратуры – 275;

- актов иных органов, писем и иной информации – 1798.

Проведен мониторинг соблюдения органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» в части направления в территориальные органы Минюста России копий НПА субъектов Российской Федерации для включения в федеральный регистр, проведения правовой экспертизы и выполнения органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики требований федерального и регионального законодательства по опубликованию нормативных правовых актов.

В связи с изменениями в Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», внесенными Указом Президента РФ от 26.12.2016 № 707, порядок предоставления органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов для включения их в федеральный регистр изменился. Пунктом 2.1 данного Указа постановлено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации обеспечивать направление в Министерство юстиции Российской Федерации копий нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр и проведения правовой экспертизы.

Таким образом, нормативные правовые акты поступают в Управление с соблюдением 7-дневного срока после дня первого официального опубликования.

Раздел 6. Деятельность Управления при осуществлении государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, включая количество муниципальных образований, уставы которых не приведены в соответствие с действующим законодательством, а также данные о включении муниципальных образований в государственный реестр

В период с 01.01.2018 по 11.04.2018 года муниципальными образованиями Кабардино-Балкарской Республики было направлено в Управление для регистрации 45 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований и 35 уставов (далее – МПА).

За АППГ было направлено для регистрации 18 уставов и 18 МПА.

За отчетный период зарегистрировано 36 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований и 28 уставов (АППГ- 18 уставов и 18 МПА).

За отчетный период Управлением отказано в государственной регистрации уставов (2), МПА о внесении изменений в уставы муниципального образования Кабардино-Балкарской Республики (1). (АППГ- 0).

Представленный на государственную регистрацию Устав сельского поселения Анзорей, принятый решением Совета местного самоуправления сельского поселения Анзорей Лескенского муниципального района КБР от 06.09.2017 № 1 противоречил действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно пункту 3части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», для государственной регистрации устава муниципального образования представляются сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Однако, в рассматриваемом перечне документов, представленных для проведения государственной регистрации, присутствует акт об обнародовании муниципального правового акта новой редакции Устава сельского поселения Анзорей с указанием периода обнародования с 04.08.2017 по 05.09.2017.

Данный акт противоречит требованиемпункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона № 131-ФЗ, так как, обнародован не проект Устава, а новая редакция Устава сельского поселения Анзорей без указания реквизитов.

Также, на титульном листе Устава отсутствует наименование муниципального района в состав, которого входит муниципальное образование сельское поселение Анзорей.

Кроме того, Устав, представленный на государственную регистрацию, прошит и пронумерован, а также заверен подписью заместителя главы администрации и скреплен печатью местной администрации сельского поселения Анзорей Лескенского муниципального района КБР, что противоречит части 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в котором, устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан). В данном случае, Устав принят Советом местного самоуправления сельского поселения Анзорей Лескенского муниципального района КБР.

Пункт 17 части 1 статьи 2 Устава «Вопросы местного значения сельского поселения Анзорей» изложен в следующей редакции:

- утверждение правил благоустройства, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установление порядка участия собственников зданий9помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организация благоустройства территории сельского поселения Анзорей (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах сельского поселения Анзорей.

В целях реализации положений Федерального закона от 27 мая 2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Парламентом КБР принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2014 № 64-РЗ «О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения».

Статьей 2 данного республиканского закона, установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения наряду с определенными частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ относятся также вопросы, указанные в пунктах 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Таким образом, пункт 17 части 1 статьи 2 Устава противоречит статье 2 Закона КБР от 10 декабря 2014 № 64-РЗ «О закреплении за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения», так как к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Кроме того, пунктом 1 части 3 статьи 13 Устава «Публичные слушания» установлено, что на публичные слушания выносится новая редакция устава муниципального образования «Сельское поселение Анзорей», а также муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Сельское поселение Анзорей», кроме случаев, когда изменения в Устав муниципального образования «Сельское поселение Анзорей» вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе муниципального образования «Сельское поселение Анзорей» вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федеральным законом № 131-ФЗ, на публичные слушания выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Таким образом,пунктом 1 части 3 статьи 13 Устава противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 Федеральным законом № 131-ФЗ.

Также частью 4 статьи 16 Устава установлено, что Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется настоящим Уставом, решением Совета местного самоуправления сельского поселения Анзорей в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18.10.1995 № 21-РЗ (ред. от 07.07.2005) «О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ в КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ».

Законом КБР от 30 января 2006 № 13-РЗ Закон КБР от 18.10.1995 № 21-РЗ признан утратившим силу с 1 января 2006 года.

Нормативное регулирование по вопросу утверждения порядка назначения и проведения опроса граждан на территории муниципального образования установлено Законом КБР от 17 марта 2016 № 10-РЗ.

Таким образом, статья 16 Устава противоречит действующему Закону КБР от 17 марта 2016 № 10-РЗ.

Частью 3 статью 48 Устава установлено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления сельского поселения Анзорей на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, определенных Республиканским законом от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республики», в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Нормативное регулирование, связанное с поступлением на муниципальную службу, а также с ее прохождением прекращением муниципальными служащими установлено Законом КБР от 4 июля 1998 № 8-РЗ «О муниципальной службе в Кабардино-Балкарской Республике».

Таким образом, в Кабардино-Балкарской Республике отсутствует указанный в части 3 статьи 48 республиканский закон.

На основании изложенного в государственной регистрации Устава отказано.

Также, представленный на государственную регистрацию Устав сельского поселения Кременчуг-Константиновское, принятый решением Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского муниципального района КБР от 23.07.2017 № 10-1 противоречил действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 38 представленного Устава глава сельского поселения Кременчуг-Константиновское возглавляет местную администрацию сельского поселения и исполняет полномочия председателя Совета местного самоуправления.

В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принят Закон № 68-РЗ от 16.12.2014 «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований», регулирующий отношения, связанные с формированием представительных органов муниципальных районов и избранием глав муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике.

Статьей 3 данного закона установлено, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, если данной статьей не предусмотрено иное, на срок не менее двух и не более пяти лет и исполняет полномочия его председателя. В поселении, полномочия представительного органа которого осуществляются сходом граждан, глава поселения избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. В иных поселениях, не являющихся городскими округами, глава поселения в соответствии с уставом поселения может избираться также на муниципальных выборах.

Таким образом, Устав, принятый решением Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского муниципального района КБР, подписан и заверен председателем Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское Г.В. Бахмат.

Согласно предоставленной копией решения Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района КБР от 31.08.2017 № 11-1 полномочия главы сельского поселения Бахмат Г.В. досрочно прекращены в связи с отставкой по собственному желанию с 01.09.2017 года.

Также, предоставлена копия решения Совета местного самоуправления 26.09.2017 № 12-2, в котором возложены исполнение обязанностей главы местной администрации сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района КБР на главного специалиста-помощника главы местной администрации сельского поселения Кременчуг-Константиновское Коваленко Л.Ф. с 26 сентября 2017 года с правом подписи финансовых документов и с оплатой ставки должностного оклада главы местной администрации сельского поселения до вступления в должность вновь избранного главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское.

Устав и приложенные к нему документы представлены на государственную регистрацию в Управление ИО главой сельского поселения Кременчуг-Константиновское Л.Ф. Коваленко. Заявление подготовлено на бланке местной администрации сельского поселения Кременчуг-Константиновское с проставлением гербовой печати местной администрации сельского поселения Кременчуг-Константиновское (исх. № 2-16/273 от 13.12.2017).

Статьей 37 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Также частью 12 данной статьи установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применений к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставов муниципального образования.

Данная норма продублирована в части 3 статьи 41 Устава «Полномочия местной администрации сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района КБР» без указания конкретного лица, временно исполняющего полномочия главы местной администрации.

Таким образом, часть 3 статьи 41 Устава сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района КБР противоречит части 12 статьи Федерального закона № 131-ФЗ.

Кроме того, согласно части 7 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Данные требования федерального законодательства получили свое отражение в пункте 2.1. статьи 39 Устава, в котором указано, что в случае досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет заместитель главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское в соответствии с уставом сельского поселения Кременчуг-Константиновское.

Таким образом, уставом установлено конкретное должностное лицо местного самоуправления, временно исполняющее полномочия главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское - заместитель главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское. Соответственно, право на представление принятого Устава на государственную регистрацию закреплено за заместителем главы сельского поселения.

Кроме того, части 6, 6.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ устанавливают исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

В нарушение указанной нормы пункт 12 части 7 статьи 38 Устава «Глава сельского поселения Кременчуг-Константиновское» дублирует часть 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Часть 1 статьи 44 Федерального закон №131-ФЗ определяет перечень вопросов, закрепление которых в уставе муниципального образования является обязательным. В соответствии с пунктом 8 данной статьи уставом муниципального образования должны определятся виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.

В части 1 статьи 79 Устава «Удаление главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района в отставку» установлено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу сельского поселения в отставку по инициативе депутатов Советов местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское или по инициативе Главы КБР.

Также, подпунктами 1, 2 части 2 и части 5 данной статьи Устава указаны основания для удаления главы сельского поселения в отставку с применением отсылочных норм указанных в Федеральном законе № 131-ФЗ.

Таким образом, применение отсылочных норм для закрепления в Уставе вопросов, которые согласно Федеральному закону № 131-ФЗ должны включатся в его текст, недопустимо.

В Уставе должен быть изложен именно перечень оснований досрочного прекращения полномочий, удаления главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского района, а не отсылочная норма к Федеральному закону № 131-ФЗ.

Отсутствие полного перечня оснований досрочного прекращения полномочий, удаления главы сельского поселения Кременчуг-Константиновское в отставку создает противоречие Устава пункту 8 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

Кроме того, часть 2 статьи 82 с момента официального обнародования зарегистрированного Устава сельского поселения Кременчуг-Константиновское от 23.07.2017 № 10-1 признает утратившим силу устав, принятый решением Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское от 20.12.2015 № 26-1.

Однако, в уставе, принятом решением Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского муниципального района КБР от 20.12.2015 № 26-1 внесены изменение решением Совета местного самоуправления сельского поселения Кременчуг-Константиновское Баксанского муниципального района КБР от 30.03.2016 № 31-1.

Частью 10 статьи 44 Федеральным законом № 131-ФЗ установлено, что в случае принятия нового устава муниципального образования ранее действующий устав и муниципальные правовые акты о внесении в него изменений и дополнений признаются утратившими силу со дня вступления в силу нового устава муниципального образования.

Таким образом, часть 2 статьи 82 Устава противоречит части 10 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ.

На основании изложенного в государственной регистрации Устава отказано.

Представленное на государственную регистрацию решение Совета местного самоуправления Верхне-Чегемского сельского поселения Чегемского муниципального района от 02.02.2018 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Устав Верхне-Чегемского сельского поселения Чегемского муниципального района» противоречило действующему федеральному законодательству.

Согласно части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Однако, в рассматриваемом Решении в главе III.указано, что глава Верхне-Чегемского сельского поселения обнародует Решение в пятнадцатидневный срок после получения документов о государственной регистрации.

Таким образом, главаIII. Решения противоречит части 8 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ, поскольку установлен семидневный сроксо дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований опубликования (обнародования) зарегистрированного устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Кроме того, пунктом 1 частью 4 статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ (в ред.от 28.12 2016 № 494-ФЗ), установлено, чтодля государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются в том числе, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе.

Однако, к рассматриваемому Решению прикреплена новая редакция измененных статей Устава Верхне-Чегемского сельского, принятого решением Совета местного самоуправления от 25.02.2016 года.

Следовательно, федеральное законодательство в действующей редакции не предусматривает представление в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации новой редакции измененных статей Устава.

На основании изложенного в государственной регистрации Решения отказано.

Заключения о возврате уставов и МПА муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики не вынесены (АППГ - 0 МПА).

По состоянию на 11.04.2018 в государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации включено 132 муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.

При осуществлении государственной регистрации уставов и МПА Управлением соблюдаются требования приказа Министерства юстиции РФ от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», приказа Министерства юстиции РФ от 24.08.2005 № 139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него».

При проведении экспертизы уставов и МПА КБР характерными нарушениями являются:

- в уставе не учитываются изменения Федерального закона № 131-ФЗ, вносимые федеральными законами;

- нарушается порядок принятия устава (МПА), установленный частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, а именно, не соблюдается 30-дневный срок обнародования проекта устава (МПА).

Управлением оказывается необходимая методическая помощь главам муниципальных образований городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Кабардино-Балкарской Республики в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований.

В Управление для проведения правовой экспертизы проектов уставов и проектов МПА не поступали.

Кроме того, при реализации своих полномочий, Управлением даются разъяснения должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики о необходимости своевременного внесения изменений в уставы при личном приеме и в телефонном режиме.

Ведение и предоставление статистической отчетности по форме № 9 «Сведения о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и ведению государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», утвержденной приказом Минюста России от 19 декабря 2008 года № 296, соответствует требованиям Минюста России.

Ведение и предоставление статистической отчетности по форме № 4 «Сведения о состоянии базы данных информационной системы «Реестр уставов муниципальных образований» (далее - ИС РУМО), утвержденной приказом Минюста России от 19 декабря 2008 года № 299, соответствует требованиям Минюста России.

В соответствии с приказом Минюста России от 14.02.2008 № 31 «Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде» и во исполнение приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2007 № 265 «О вводе в эксплуатацию информационной системы «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований» сведения о государственной регистрации уставов и, актов вносились в информационную систему «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований», которая была внедрена с 2008 года.

На отчетный период в ИС РУМО насчитывается 911 уставов и 820 МПА (АППГ-876 уставов и 678 МПА).

18 апреля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).